Выявлены ключевые механизмы сахарного диабета 2 типа

Исследователи изучили молекулярные механизмы метаболизма глюкозы в организме и обнаружили белок, играющий важную роль в развитии сахарного диабета 2 типа, сообщается в журнале «Труды национальной академии наук» (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Как известно, поджелудочная железа вырабатывает гормон под названием инсулин, с помощью которого глюкоза попадает из крови в клетки организма. Там она используется в качестве основного источника энергии. Инсулинорезистентность или нечувствительность тканей к инсулину приводит к тому, что уровень глюкозы в крови нарастает, но она не может попасть в клетки. Такое нарушение лежит в основе сахарного диабета 2 типа. Обмен глюкозы в организме представляет собой сложный механизм, который происходит между жировой тканью, печенью, мышцами и мозгом. С помощью различных веществ эти органы взаимодействуют друг с другом. Ученые обнаружили в жировой и мышечной ткани так называемый р75 рецептор нейротрофина (p75NTR). Этот белок принимает участие во многих процессах, происходящих в клетках. Исследователи предположили, что он может участвовать и в обмене глюкозы.

Для проверки своей гипотезы ученые провели эксперимент с двумя группами мышей. У первых отсутствовали гены p75NTR, у второй группы они были. Оказалось, что ткани мышей из первой группы более чувствительны к инсулину при нормальном питании. Затем с помощью молекулярно-биологических методов ученые заблокировали действие p75NTR в жировой ткани. Это привело к усилению поглощения глюкозы тканями под воздействием инсулина. А когда с помощью тех же современных технологий ученые «заставили» жировые клетки производить больше белка p75NTR, клетки стали поглощать меньше глюкозы. Таким образом, p75NTR усиливает эффект инсулина у мышей с нормальной массой тела и нормально питающихся, резюмируют ученые. Причем показан прямой эффект этого белка на обмен и транспорт глюкозы.

Так как белок p75NTR играет важную роль в обмене глюкозы и чувствительности тканей к инсулину, он может стать «мишенью» новейших лекарственных препаратов, излечивающих диабет, уверены исследователи. Необходимо дальнейшее изучение этого белка и его эффектов.

Источник: Key Mechanism Involved In Type 2 Diabetes Identified