Выявлена важная роль бета-клеток в развитии диабета первого типа

beta-cellsИсследование показало, что большинство генов, играющих роль в развитии диабета первого типа, экспрессируется в самих бета-клетках поджелудочной железы, считавшихся ранее пассивными жертвами взбесившейся иммунной системы. Это значит, что клетки, ответственные за синтез инсулина, принимают деятельное участие в собственном уничтожении, вызывая диабет первого типа (T1D). Именно такую интерпретацию предложили бельгийские учёные на основании составленного ими обширного каталога более чем из пятнадцати тысяч генов, экспрессируемых в панкреатических островках Лангерганса. Работа опубликована в мартовском выпуске журнала PLoS Genetics.

Специалисты из Лаборатории экспериментальной медицины Свободного университета Брюсселя (Бельгия), используя технику секвенирования РНК (метод идентифицирует все формы транскрибированной РНК в клетке), каталогизировали более чем 15 тыс. генов, экспрессируемых в здоровых панкреатических островках человека. Все данные находятся в открытом доступе и могут быть использованы в любых исследованиях функций бета-клеток.

Среди других генов, экспрессируемых островками Лангерганса, были обнаружены те, что уже известны по их связи с развитием T1D. Когда исследователи подвергли панкреатические островки воздействию цитокинов, белковых молекул, продуцируемых клетками иммунной системы и являющихся триггерами T1D, они заметили значительные системные изменения в экспрессии генов островками.

Результаты наблюдений позволяют утверждать, что островки могут сами вносить посильный вклад в привлечение и активацию клеток иммунной системы в начале развития T1D. Бета-клетки, считавшиеся безвинными пассивными жертвами «сошедшей с ума» иммунной системы, в действительности всеми силами заставляют её нападать на самих себя с помощью особого молекулярного диалога, результатом которого могут быть самые пагубные последствия для всего организма. Такой вот изощрённый вид самоубийства под видом аутоиммунной атаки…

Подготовлено по материалам Международного фонда исследования детского диабета.

Источник: Компьюлента